Покупатель не всегда прав

Покупатель не всегда прав
19.10.2010

Нередко продавцу, будь то индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в процессе осуществления торговых операций приходилось сталкиваться с ситуациями, когда покупатель или заказчик остался недовольным и заявил о своих правах потребителя.

Нередко продавцу, будь то индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в процессе осуществления торговых операций приходилось сталкиваться с ситуациями, когда покупатель или заказчик остался недовольным и заявил о своих правах потребителя.

Как в этом случае поступать продавцу?
На защите прав потребителей стоит Закон РФ «О защите прав потребителей» (сокращенно ЗоПП). Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. «Пройдемся» немного по нему.
«Театр начинается с вешалки», а магазин начинается с вывески. Банальная ситуация, торговая точка работает, на вывеске кроме режима работы, нет никакой информации для потребителя. А по закону не-
представление информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) или ее неполное представление влечет административную ответственность, что может закончиться для виновных лиц штрафом в несколько десятков тысяч рублей. Во избежание столь неприятных финансовых последствий каждый продавец (изготовитель, исполнитель) должен четко представлять, какая информация должна быть представлена потребителям и в каком порядке это необходимо осуществить.
Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) в соответствии со ст. 9 ЗоПП включает в себя:
информацию, размещаемую на вывеске: фирменное наименование (наименование) организации, место нахождение (адрес), режим работы. Если изготовителем (исполнителем, продавцом) является ИП, то дополнительно к вышеназванным требованиям он должен также предоставить покупателям сведения о государственной регистрации (в том числе наименование органа, осуществившего государственную регистрацию.
Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что в данном случае речь идет об обязанности предоставления именно «сведений», но не оригинал документа или его копию. Если контролирующие органы привлекли организацию или ИП к ответственности за не-
представление по требованию покупателя лицензии (или ее копии) по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции), то такое решение может быть обжаловано. Кроме того, имеется соответствующая судебная практика в пользу продавцов.
Пример: Инспекцией ФНС проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в ООО. По результатам проверки был составлен акт, что при проведении проверки представителям Инспекции не была предъявлена копия лицензии на розничную продажу и хранение алкогольной продукции. Инспекцией на основании указанного акта в отношении ООО составлен протокол об административном правонарушении и в тот же день вынесено постановление о привлечении общества к административной. ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и назначении штрафа в сумме 30000 руб.. Инспекция считает, что ООО допущены нарушения требований ФЗ от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ), Правил продажи алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции. Не согласившись с решением Инспекции, ООО обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным и его отмене. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях ООО состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Суд первой инстанции указал, что Правилами не предусмотрена обязанность продавца представлять покупателю копию лицензии, п. 3 названных Правил предусмотрена обязанность продавца представлять покупателю размещенную в удобном для ознакомления месте соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее, а не копию лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. Т.е., принимая во внимание тот факт, что Инспекцией не проводился осмотр торгового помещения на предмет наличия такой информации, суд пришел к правильному выводу о недоказанности Инспекцией в порядке ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности. Довод подателя жалобы о том, что ООО привлекалось именно за непредставление в месте реализации алкогольной продукции копии лицензии, содержащей сведения об объектах, на которых лицензиатом осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, не может быть принят во внимание, поскольку указанное правонарушение влечет ответственность, предусмотренную статьей 14.1 КоАП РФ.
Часто возникают конфликтные ситуации по поводу отсутствия «книги отзывов и предложений» на информационном стенде, так называемом «уголке потребителя».
Книгу отзывов и предложений размещать на указанном стенде необязательно, если этого не желает сам продавец. Согласно п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан иметь Книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Т.е, такая книга должна быть у любого продавца обязательно, но храниться она может в любом другом, недоступном для потребителей
месте, и выдаваться только по их требованию. Любые замечания контролирующих органов или покупателей, связанные с необходимостью размещения указанной книги на информационном стенде, будут являться незаконными.
У многих предпринимателей порой нет возможности проконсультироваться с юристом по поводу той или иной проблемной ситуации и тогда возникает процедура предъявления претензий, а порой и судебных исков. С покупателем, а порой и с представителями контролирующих органов, нужно и можно спорить, но при этом необходимо не только четко соблюдать нормы действующего законодательства, но и стараться предвидеть возникновение каких-либо спорных ситуаций, при которых предпринимать все меры для их разрешения в пользу продавца.
В заключение. Наверняка у каждого продавца накоплен опыт конфликтных ситуаций. Поделитесь им, чтобы ваш опыт пригодился вашим коллегам и партнерам. Мы готовы вместе с вами разобраться в спорных вопросах. В следующем номере мы можем обсудить вопрос, как поступить, если потребитель предъявил претензию.


Яндекс.Метрика